Бавлы
Title 1

Бавлы

назад вперед
На юго-востоке нашей республики немало сел и деревень с богатым прошлым. Одна из них - Бавлы. Многовековая история Бавлов интересует очень многих.
Исследователи успели даже поставить вопрос о том, кто же основал деревню и по пытались найти на него ответ. По этому поводу высказалй свои суждения ученый Салям Алишев и авторы книги "Баулылар" Абдулла Валеев и Хабиб Губайдуллин, вышедшей в Казани в 1989 году.

Они в какой-то мере приблизились к истине. Опираясь на рукописи Хамзы Вахитова, выпускника известного уфимского медресе "Галия", всю жизнь изучавшего историю Бавлинского края и составившего около тридцати родословных (шәҗәрә) и ссылаясь на статью С.Х.Алишева "Когда основаны Бавлы" (газета "Социалистик Татарстан" от 15 июля 1983 года), авторы книги "Баулылар" пришли к выводу, что деревня основана где-то в 1650-1750 годы.

Приведенные в книге сведения Хамзы Вахитова уводят читателя вглубь истории нашего народа и привлекают внимание своей богатой историчностью. Поэтому мы сочли не лишним поместить здесь эти интересные материалы, учитывая, что они полностыо подтверждены историческими источниками: "Сперва река Бавлы носила название Баллы (что переводится на русский язык как "сладкая").

Первыми на место будущей деревни прибыли следующие люди: 1) Карман, 2) Тукбирде, 3) Ырыс, 4) Байсабу, 5) Туктамыщ, 6) Таубакты, 7) Илбакты.
За разрешением на поселение в этих местах к царю Алексею ходили три человека: 1) Ырыс, 2) Карман, 3) Бибулды - старший сын Байсабу.
Все, кроме Бибулды - дети Дирбэша, а Бибулды - его внук.
За несколько лет до того, как получили разрешение на поселение в этих местах, они уже жили здесь, построив землянки на берегу реки Баллы, зимой промышляя охотой, а летом занимаясь бортничеством. Следы этих землянок сохранились на западном берегу реки Латыйп, на возвышенности у впадения ее в Баллы. Показывая эти памятные места, старики нам говорили: "Вот здесь стояли землянки наших предков, занимавшихся когда-то охотой..." Там была различимо видна небольшая яма размером с шестистенок, заросшая травой, среди которой валялись обломки кирпичей и камней, остатки угля и золы. Это мы видели, когда ходили вместе со старшими, которые выполняли барские работы". (А.В.Валеев, Х.Я.Губайдуллин. Баулылар. -Казань, 1989).

Остановимся на документах, подтверждающих сведения, приведенные в этой рукописи. Действительно, бавлинские первопроходцы имели грамоту от царя Алексея, но она получена была не в 1650, а в 1658 году (Центральный государственный архив Башкортостана, фонд 10, опись 1, 1271 единица хранения, 114-148 страницы). Есть и в государственном центральном архиве Татарстана документы, подтверждающие эту дату (фонд 231, 6 единица хранения).

Невозможно не удивиться точности сведений об основателях деревни в рукописи Хамзы Вахитова. После изучения документов центрального государственного архива Татарстана выяснилось, что действительно Карман, Ырыс и Тукбирде являются родными братьями. Их отца звали Шаехдирбэш (Его родословная дана в книге М.Ахметзянова "Татар шәҗәрәләре", Казань, 1995).
Как следует из документа, грамота царя выдана на имя Ырыса Шаехдирбэшева. За верную службу царю, его записали в привилегированное сословие "башкир" и выдали тарханство. Переход заказанского татарина в это сословие подтверждается и другими документами.

Из какой же деревни они переселились сюда? В документе есть ответ и на этот вопрос: "...Карымка (Карман - авт.) Шихдербышев и Урсайка Тогаев были природные Казанского уезда Зюрейской дороги деревни Балтасевой ясашные люди..." (имеется в виду татары - ред. Там же). Здешний народ во время татаро-башкирских восстаний обычно покидал эти места и переезжал жить в другие свои владения - деревню Тураево.

Когда времена успокоились, они, согласно Указу вице-губернатора Аксакова, изданному в 1741 году, окончательно укоренились на своих основных землях ("...переселясь, они стали жить по прежнему на старой земле и платили за то куничий ясак", -говорится в документе). В конце восемнадцатого века в Бавлах (1795 год) имелось 34 хозяйства, где проживали 112 душ мужского и 94 женского пола, что составляло намного большую цифру, чем во многих других окрестных деревнях (Абсалямово, Кзылъяр и другие).

Народ в деревне делился на несколько сословий. Основную часть составляли башкиры (64 мужчины и 43 женщины) и ясачные татары (39 и 41 соответственно). "Служилых" татар (4 женщины и 4 мужчины) и мишар (5 и 6) было очень мало (журнал "Агидел" N 12 за 1988 год, страницы 79-89). В одном из документов 1829 года, хранящемся в центральном государственном архиве древних актов России, есть интересные сведения о быте бавлинского населения. Основным занятием бавлинцев было земледелие и животноводство. В свободное от полевых работ время женщины сучили пряжу, ткали холстину и сукно, занимались вязанием.

Одна часть мужчин (из башкирского сословия) по очереди несла воинскую службу в различных крепостях Оренбургской оборонительной линии. Ясашные крестьяне же платили оклад (салым) в казну. В деревне Бавлы имелась одна мечеть (ЦГАДА РФ, фонд 1955, опись 1, 1874 ед. хранения). К середине девятнадцатого века количество хозяйств и населения в деревне заметно увеличивается: в 1859 году здесь 99 хозяйств, где проживают 415 мужчин и 438 женщин./По этим показателям - это одна из крупнейших деревень края. По-прежнему действует одна мечеть (Из книги "Список населенных мест Российской империи", т. 36, Самарская губерния. - Санкт-Петербург, 1864 - страница 34).

К концу прошлого века (1897 год) в Бавлах уже 274 хозяиства, то-есть почти втрое больше, чем в середине века. И проживает 761 мужчина и 763 женщин, которые обрабатывают 6280 десятин удобных и 200 десятин неудобных земель. В селе работают четыре водяные мельницы и одна мечеть, размещается правление одноименной волости.

Бавлинская волость состоит из восьми прилегающих деревень: кроме самих Бавлов входят Исергапово (354 хозяиства), Кзылъяр (342), Татарская Тумбарла (194), Потапово-Тумбарла (170), Васькино-Тумбарла (135), Мирная Дубовка (46) и Миннигуллово (15). На границах волости размещались хутора дворянина Аксакова (1800 десятин) и купцов Балашова (400 десятин), Кирша (400 десятин).

В 1900 году проводится перепись хозяйств Бугульминского уезда. Сотрудники уездного статистического отдела в каждой деревне записывали имущественное, социально-экономическое и политико-общественное состояние людей (количество членов семьи, земельные угодья, живность и другие сведения), затем заносили все в специальные карточки и сдавали в архив. Такие документы по Бавлам по какой-то неизвестной причине не сохра-нились. И все-таки, некоторые данные можно привести.

В 1900 году в деревне Бавлы было два указных муллы: Сахабетдин Шамсетдинов и Камалетдин Шамсетдинов. У третьего муллы - Ибатуллы Губайдуллина - указа не было. К концу прошлого века в Бавлах имелись четыре водяные мельницы: одну арендрвал Ахметхафиз Хабибов, занимавшийся охотой и пчеловодством. Вторую мельницу арендовал пятидесятилетний Фасхетдин Мухутдинов, занимавшийся торговлей и державший лавку в деревне. Он имел шесть рабочих лошадей и 16,62 десятины посевных земель.

А вот Хафиз Садыков был не только арендатором мельницы, но и крупным купцом, известным богачом деревни. Торговал он бакалейными товарами и мануфактурой. Брал в аренду земли у многих односельчан и на болыпих полях (53,26 десятин) выращивал хлеб. Конечно же, большую часть работ в хозяйстве выполняли три наемных работника.

Четвертую по счету водяную мельницу арендовал Халиулла Йомаголов, хозяйство которого было не так велико. Его односельчанин Раим Шамсетдинов в бавлинских краях был очень известен как механик по ремонту мельниц и прекрасный плотник.

Мы уже упомянули, что Фасхетдин Мухутдинов и Хафиз Садыков держали по одной лавке. В деревне была еще одна бакалейная лавка, хозяином которой был Шамсулла Исмагилов. Хозяйством располагал довольно богатым: пять рабочих лошадей, три коровы, различный мелкий скот и 10 ульев, а также 20,44 десятин пахотных земель.

Список хозяев болыпих земельных участков, крупных хозяйств можно продолжить. Посевные площади Карипа Садыкова составляли 25,05 десятин, из которых 20 десятин брал в аренду. Держал шесть рабочих лошадей, четыре коровы, тридцать девять овец и другую мелкую скотину. Одним из богатых бавлинцев был Гимазетдин Жамалетдинов, имевший 13,12 десятин собственного земельного надела и 8,94 десятин арендованных земель. Имел пять рабочих лошадей и три коровы, мелкую скотину.

Хуснулла Исмагилов имел посевных земель около 18,13 десятин. Причем держал десять лошадей, пять голов крупнорогатого скота (из них три коровы), тридцать одну овцу и десять коз. В хозяйстве Ахметгарая Габделнагиева тоже был достаток: имел 18,98 десятин земли и большое количество живности (шесть лошадей, четыре коровы и многое другое). Вышеупомянутые хозяйства считались самыми состоятельными в Бавлах. Самыми крупными хлебопашцами являлись именно они.

Хозяйства крестьян с высоким и средним достатком (посевные земли которых были от 4 до 10 десятин) имели теснейшую связь с базаром. Большинство из них торгует излишками хлеба и различными видами скота, тем самым богатея. Отсутствие дефицита на продукты сельского хозяйства в капиталистической России объясняется именно этим.

Третья, бедная прослойка крестьянства (имевшая до 4 десятин земли) была мало связана с базаром. Они работают только на обеспечение прожиточного минимума своей семьи и даже нередко нанимаются в работники к помещикам и кулакам. Самый низший слой крестьянства - деревенские пролетарий. Их посевные площади были весьма малы (до 0,15 десятин) или вообще отсутствовали. Они болыпую часть своего времени проводят на поденщине или заняты батрачеством.

Бросается в глаза и то, что бавлинцы, кроме земледелия и животноводства имели множество других занятий. В первую очередь - это торговля лошадьми. К таким относились Шагидулла Галиуллин, Фахретдин Вахитов, Калимулла Якупов, Багаутдин Вахитов, Ахметгарей Муртазин и Аселгарай Муртазин. Торговцы лошадьми выходили даже на ярмарки Бугульминского и Белебейского уездов.

У двух человек в деревне (у Галимуллы Хакимова и Котлыахмета Валиахметова) имеются просо-крупорушки. Около трех десятков хозяйств содержат пасеки. Вали Шарипов и Ахметхафиз Хабибов занимаются охотничьим промыслом.

В деревне в известной степени было развито ремесленничество. Можно привести в пример деревянных дел мастеров. К ним относились искусные плотники Лотфулла Миннуллин, Арыслангарай Райханов, Хабибулла Галиев, Халиулла Гайнуллин и другие, а также прекрасный колесник Афлятун Фахретдинов.

Много было и мастеров других видов ремесел. Среди них были кузнец Шагимардан Вильданов, печник Гатиятулла Габидуллин, сапожник Жамалетдин Гарипов, валялыщик валенок Салахетдин Жамалетдинов, портные Зиннатулла Габидуллин, Багаутдин Гыйлажетдинов, изготовители лаптей Багаутдин Гарипов и Камалетдин Гарипов (ЦГА РТ, 993 фонд, опись 1, 122 ед. хранения).

Бавлы в годы, предшествовавшие первой Мировой войне -одно из крупнейших сел края. В 1910 году здесь насчитывается 353 хозяйства, в которых проживает 1057 мужчин и 963 женщины. В деревне уже две мечети и четыре водяные мельницы. Возле Бавлов размещается хутор М.А.Бутлерова и кирпичный завод (Список населенных мест Самарской губернии. - Самара, 1910. - страница 99).

Первая Мировая война оказывает очень сильное отрицательное влияние на социально-экономическое развитие Бавлов. Очень многие мужчины попадают на фронт, где погибают или получают ранения, стают инвалидами. Количество посевных площадей и скота в хозяйствах резко уменьшается. Некоторые из них даже, придя в упадок, разоряются... Правда, 1917-ый и последующие годы принесли заметные изменения в жизнь деревни. Однако, эта часть истории Бавлинского края хорошо освещена в упомянутой выше книге А.Валеева и Х.Губайдуллина, к которой мы и советуем обратиться интересующихся читателей.

Источник: Кәримов Таһир. Баулы авыл тарихыннан=Из истории Бавлов // Баллы елга буенда-На медовой реке.- Казань, 1996. - 17-28 б.

Дату основания поселения Бавлы называют разную. Например, в Татарском энциклопедическом словаре назван 1755 год. Но с этой датой категорически несогласны коренные жители Бавлов чьи родословные идут от первопоселенцев, от самого Шаех Дирбеш бабая, те кто знает историю Бавлов по рассказам дедов. «Выходит, наших предков просто не было?», - восклицают они со страницы районной газеты. В вышеприведенной статье историк Тахир Каримов обоснованно утверждает, что датой основания Бавлов можно назвать 1658 год, когда первопроходцы получили грамоту от царя Алексея, в которой они зачислялись в башкирское сословие и получали право тарханства. И все же пока вопрос остается открытым? Вашему вниманию в этом разделе размещены и другие статьи о происхождении поселения Бавлы, об истории Бавлинского края, опубликованные в печати.